СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы…………………..
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………..
…3
…3
…7
…8
…11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ……………………………………...................................................
2.1.Календарный учебный график……………………………………………..
2.2. Условия реализации программы…………………………………………..
2.3.Формы контроля/аттестация……………………………………………….
2.4.Оценочные материалы……………………………………………………...
2.5.Методические материалы…………………………………………………..
2.6.Список литературы………………………………………………………
…13
…13
…13
…16
…16
…17
…18
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы……………………...
Приложение 2. Глоссарий…………………………………………………..
…20
…26
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Ступенька к чтению» социально–гуманитарной направленности реализуется
на платной основе за счёт средств родителей (законных представителей)
воспитанников.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования
закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»;
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
(Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
3
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Письмо Министерства Просвещения РФ от 29 сентября 2023 г. № АБ3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны»;
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 года № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства Кузбасса от 13 января 2023 г. № 102 «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Кемеровской области - Кузбассе»;
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада № 7
комбинированного вида « Светлячок»;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
4
Киселевского городского округа детского сада № 7 комбинированного
вида «Светлячок».
Актуальность программы. Для успешного освоения современными
первоклассниками образовательных программ начального общего образования,
по результатам опроса родителей ДОУ 7, старшим дошкольникам необходимо
владеть элементарными навыками чтения.
В связи с этим для выполнения социального заказа родительской
общественности
разработана
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Ступенька к чтению». Данная программа - это
цикл занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для
обучающихся процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к
книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению
словарного запаса и развитию речи на уровне детского сада.
Отличительные особенности программы. Программа «Ступенька к
чтению» - модифицированная, разработана на основе учебного пособия
«Букварь» под ред. Н.С. Жуковой (г. Москва, 2020г.), методического пособия
«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» под ред. О.М.
Ельцовой (г. Москва, 2022 г.), рабочей тетради для детей 5-7 лет «Я учусь
грамоте» под. ред. Н.А. Чистяковой (г. Москва, 2023 г.).
Работа в рамках программы «Ступенька к чтению» построена по принципу
максимального использования обучающимся собственной познавательной
активности и последовательного введения программного материала (то есть «от
простого к сложному») с учётом его зоны ближайшего развития. В процессе
освоения основ чтения особое внимание уделяется развитию фонематического
слуха дошкольников. Для этого в содержание занятий систематически
включаются задания на выделение, узнавание, различие фонем родного языка,
анализ и синтез звуков, подбор слов с изучаемым звуком и определение его
места в слове и др.
Осмысленность в процесс овладения обучающимися элементарным
навыком послогового чтения вносят задания на печатание букв, слогов и слов
на линованной и нелинованной бумаге. Обучающиеся с увлечением печатают
буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя
задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из
прочитанных слов». Кроме того, эта работа развивает мускульную и
зрительную память.
Содержание занятий программы носит интегрированный характер.
Интеграция происходит по следующим направлениям.
1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие
инициативной речи, совершенствование грамматической структуры
речи.
2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление
знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной
5
мотивации, формирование интереса к различным формам познания
мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение,
обсуждение, продуктивная деятельность.
3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное
развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и
синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.
4. Продуктивная
деятельность:
реализация
впечатлений,
знаний,
эмоционального состояния детей в сюжетно – ролевой игре,
изобразительном
творчестве,
в
инсценировках,
реализация
коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой
деятельности, развитие сенсорных эталонов.
Занятия сочетают в себе образовательный и воспитательный компоненты.
Во время работы учащимся даются посильные задачи, создаётся трудовая
атмосфера, вызывающая соответствующие эмоции - всё это способствует не
только усвоению программного материала, но и формирует культуру учебного
труда, обозначает ценность знаний, способствует в дальнейшем уменьшению
периода адаптиции к школьному обучению.
Уровень освоения программы – стартовый.
Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного возраста (5 - 6
лет)
В возрасте 5–6 лет подходит к завершению работа по усвоению элементов
грамоты. Дети не только уже правильно произносят, но и хорошо различают
фонемы (звуки) и слова. Понимают смыслоразличительную функцию звука,
буквы. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно
образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных,
прилагательных, глаголов. Ориентируются в звукобуквенной системе родного
языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. К концу
дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный
читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В
возрасте 5–7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника
получения информации о человеке и окружающем мире, может пересказать
текст, прочитанный самостоятельно.
Наполняемость групп и особенности набора. Состав группы –
одновозрастной (старший дошкольный возраст). Количество обучающихся в
группе до 18 человек.
Комплектование постоянного состава группы осуществляется в свободной
форме по желанию обучающихся на основании письменного заявления
родителей (законных представителей) и договора с родителями (законными
представителями) на оказание платных образовательных услуг. Требований к
уровню развития ребёнка и его социальной готовности к обучению нет.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов - 36 часов.
6
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (во второй половине дня). Общее
количество часов в неделю – 1 час. Продолжительность одного академического
часа - 25 минут Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут.
В зависимости от задач и содержания занятия возможно деление группы на две
подгруппы по 9 человек. В каникулярный период занятия не проводятся.
Форма обучения – очная. Программа может быть реализована с помощью
дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание
и условия её реализации соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся.
Организационной формой обучения является групповое занятие в группе
одного возраста.
Основными формами организации деятельности обучающихся являются
учебная и игровая деятельность. Кроме того, широко используются игровые
ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Содержание занятий
строится как путешествие, экскурсия, викторина и др. Для снятия напряжения
используются физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся следующим
образом:
• изучение нового материала;
• закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
• проверочные занятия (в конце полугодия);
• комплексные.
Занятия по программе состоят из теоретической и практической части.
Теоретическая часть занятия должна быть компактной и включать информацию
о теме занятия.
Данная программа интегрирует в себе воспитательный и образовательный
компоненты, которые реализуются как в процессе занятий, так и вне их
(праздники, досуговые мероприятия и др.).
В случае реализации программы с использованием дистанционных
технологий образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием социальных сетей, ВК, Сферум, Telegram и т.д. Видеозанятия
могут отправляться родителям дошкольников по электронной почте. При
необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с
учащимися с использованием приложения для
Zoom, Skype. Контроль
выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов,
размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе Сферум,
или на электронную почту педагога (по согласованию).
Педагогическая целесообразность. Программа предоставляет систему
увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые
помогут учащимся сформировать мыслительные операции, научит понимать и
7
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации, опираясь на традиционную методику обучения чтению – от звука
к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательной и речевой активности
обучающихся в процессе овладения основами послогового чтения и печатания.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать у обучающихся представления о лингвистических понятиях:
звук, слог, слово, предложение;
знакомить обучающихся с буквами алфавита;
обучать обучающихся аналитико-синтетическому слиянию слоговых
сочетаний – чтению;
учить обучающихся ориентироваться на листе бумаги;
прививать обучающимся навыки речевой культуры;
приобщать обучающимся интерес к чтению, художественной литературе.
Развивающие:
развивать у обучающихся слуховое внимание и фонематическое
восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения
определять место звука в слове, деления слов;
развивать мелкую моторику, графические навыки обучающихся;
развивать образное мышление, воображение, память обучающихся;
развивать речевую деятельность обучающихся на основе бесед,
разговоров, высказываний;
развивать коммуникативную, регулятивную функции речи обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное
отношение к родному языку;
воспитывать у обучающихся самостоятельность в процессе разговорной
речи;
воспитывать
нравственные качества обучающихся: терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим.
8
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
1.3.1.Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Вводное занятие «Что я умею?»
Речь устная и письменная.
Раздел
1.
От
звука
к
предложению.
1.1 Звуки и буквы.
1.2 Слова и предложения. Длинные
и короткие слова.
Раздел 2. Звуки разные нужны,
буквы разные важны.
2.1 Поющие (гласные) звуки
2.2 Сонорные звуки. Большая буква
в именах. Учимся соединять
буквы.
2.3 Гласные с секретом.
2.4 Дифференциация звуков. Учимся
читать слоги.
2.5 Буквы без звука. Длинные и
короткие слова
2.6 Мягкие
шипящие
звуки.
Свистящий звук.
Раздел 3. Читалочка.
3.1 Играем со словами.
3.2 Предложения бывают разные.
3.3 «В сказочное путешествие с
Буквоежкой».
Итоговое занятие «Посмотрите,
чему мы научились»
ИТОГО:
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
3
1
Формы
контроля
Тестовые
задания
2
1
2
0
1
1
1
23
10
13
6
5
3
2
3
3
Интерактивна
я игра «Стол
находок»
Квест – игра
«Зашифрованна
я азбука»
2
6
1
2
1
4
2
1
1
2
1
1
8
3
4
1
1
1
-
7
1
4
1
КВН
«В сказочное
путешествие с
Буквоежкой»
1
-
1
Тестовые
задания
36
12
24
9
Содержание программы
Вводное занятие «Что я умею. Речь устная и письменная» (1час).
Теория. Правила поведения на занятиях. Входная диагностика на
обследование фонематического слуха.
Практика. Игры «Узнай букву», «Подбери слово с этой буквой», «Назови
первую букву имени своего друга».
Форма контроля. Тестовые задания.
Раздел 1. От звука к предложению (3 часа)
1.1. Звуки и буквы (1 ч.).
Теория. Виды речи: устная, письменная. Речевые и неречевые звуки.
Понятия «звук», «буква», понятие об артикуляционном аппарате;
Практика. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Сложи
разрезную букву», игра «Подбери слово к этой букве», «Лепим знакомые
буквы».
1.2.Слова и предложения. Длинные и короткие слова (2 ч.).
Теория. Короткие и длинные слова. Ударение. Деление слов на слоги.
Образование относительных прилагательных. Образование множественного
числа существительных. Схема предложения.
Практика. Составление предложений с помощью картинок букваря,
составление схем предложений. Игры «Сколько слогов в слове», «Доскажи
словечко», «Договори предложение», «Один – много», «Измени слово».
Составление предложений с использованием картинок.
Форма контроля. Интерактивная игра «Стол находок».
Раздел 2. Звуки разные нужны, буквы разные важны (23 часа)
2.1. Поющие (гласные) звуки (6 ч.).
Теория. Гласные буквы (А, а, О, о, У, у, И, и, Э, э). Особенности
артикуляции звуков ([А], [О], [У], [И], [Э]). Характеристика гласных звуков и
букв.
Практика. Игры и упражнения «Подбери слова с буквой…», «Назови
слова, которые начинаются со звука…, «Где спрятался звук: в начале, середине
или в конце», игра с мячом «Назови слово на букву…», «Бежим по дорожке»
(учимся соединять буквы). Работа с букварем: чтение букв по горизонтальным
и вертикальным строчкам. Составление предложений с использованием
картинок букваря. Работа в тетради: штриховка букв, рисование образа букв в
воздухе и на бумаге.
2.2. Сонорные звуки. Большая буква в именах. Учимся соединять буквы (5
ч.).
Теория. Буквы (Л, л, М, м, Н, н, Р, р, й). Особенности артикуляции звуков
([л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й’]). Характеристика звуков и букв. Ударение.
10
Большая буква в именах людей.
Практика. Игры и упражнения «Назови слова, которые начинаются со
звука…, «Где спрятался звук». «Назови первую букву имени своего друга»,
«Какое имя дать кукле» подобрать имена на изученные буквы. Чтение слогов
на индивидуальных карточка. Работа с букварем: чтение слоговых таблиц.
Чтение слогов, игровое упражнение на соединение букв «Бежим по дорожке».
Чтение слов с доски, составление из них предложений с обговариванием
большой буквы в начале предложения и именах людей. Работа в тетради:
штриховка букв, рисование образа букв, составление схем к словам.
2.3. Гласные с секретом (2ч.).
Теория. Буквы (Я, я, Е, е, Ё, ё, Ю, ю). Особенности артикуляции звуков.
Характеристика звуков, букв. Алгоритм объяснения механизма чтения слогов с
ориентировкой на гласную в слоге.
Практика. Игровые упражнения: «Загадки-складки»- подобрать рифмы к
словам. «Узнай и назови», «Размести слова в домике»- на определение позиции
звука: начало, конец, середина., «Весёлый Лёва» - изменить в словах Ё на О и
наоборот., «У кого кто?», «Собери жильцов», «Кто быстрее?» - называю слова с
заданным звуком , выкладывают дорожку из фишек красного и желтого цвета.
Первый доходит до домика тот, кто не ошибается. Чтение слов с доски,
определение ударения в этих словах. Работа с букварем: чтение слогов и слов,
предложенными буквами; составление предложений с использованием
картинок букваря. Работа в тетради: штриховка букв, рисование образа букв.
2.4. Дружат наши буковки. Дифференциация звуков. Учимся читать слоги
(6 ч.).
Теория. Буквы (Г, г, К, к, Д, д, Т, ,т, Б, б, П, п, З, з, С, ,с, В, в, Ф, ф, Ж, ж, Ш,
ш). Особенности артикуляции звуков. Характеристика звуков, букв. Парные
согласные: глухие, звонкие. Алгоритм объяснения механизма чтения слогов с
ориентировкой на гласную в слоге.
Практика. Игровые упражнения: «Кто больше» - подбор слов с новым
звуком, определение позиции буквы в слове, «Чем мы отличаемся» - на
различие звуков. «Рассели жильцов», «Сложи рифму», «Буква заблудилась»,
«Кто где?», «Подумай и измени», «Какое слово я задумал» - составление слов
с одинаковым концом, «Замени букву». Игра «Много - один» - нож-ножи, лужалужи, кожа-кожи, малыш-малыши…Чтение индивидуальных карточек. Работа
с букварем: чтение слогов и слов, предложенными буквами; составление слов
по предложенным в таблице слогам, пересказ рассказов. Работа в тетради:
штриховка букв, рисование образа букв, составление схемы предложений с
записью в тетради.
2.5. Буквы без звука (2 ч.).
Теория. Буквы (ь, ъ) не обозначающие звука. Разделительный твёрдый знак
– буква Ъ. Разделительный мягкий знак – буква ь.
Практика. Игровое упражнение «Найди слово» - выделение слова с ь
знаком в конце из текста, «Измени слово» - кон-конь, ходит- ходить… «Что
изменилось?», «Узнай слово», «Что изменилось?» - чтение столбиков слов с Ъ
знаком и без него, сравнение, анализ, вывод: Ъ знак обозначает разделение
букв Составление схемы к словам с ь знаком на конце. Чтение столбиков слов с
11
Ъ знаком и без него. Работа с букварём: чтение слов, составление предложений
с этими словами. Чтение текста с доски с Ъ знаком. Коллективное чтение
букваря с выделением слов с ь знаком
2.5. Мягкие шипящие звуки. Свистящий звук (2 ч.).
Теория. Буквы (ч, щ, ц). Особенности артикуляции звуков. Характеристика
звуков, букв.
Практика. Игровое упражнение «Что кому?» автоматизация звука ц в
словах - найти предметы, в названии которых есть звук ц, « Что пропало?»
дифференциация звуков с, с', з, з’, ц в словах - предметы, в названии которых
содержатся звуки с, с’ з, з’ ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля,
кольцо), «Колечко» автоматизация звука ч во фразах. «Узнай слово», «Вставь
букву» «Собери чемодан», «Доскажи словечко. Работа с букварём: чтение слов,
составление предложений с этими словами.
Форма контроля. Квест–игра «Зашифрованная азбука».
Раздел 3. Читалочка (4 часа).
3.1. Играем со словами (2 ч.).
Теория. Понятия «звук», «слог», «слово». Приёмы получения нового слова
путем перестановки слогов и слов из готовых слогов. Ребусы, шарады,
кроссворды.
Практика. Игровые упражнения и игры со словами: подбор однокоренных
слов, слов антонимов, синонимов. Игры на определение слогов в словах, букв в
словах, гласных и согласных. Подбор слов с определенной буквой в начале, в
конце, середине слова. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов. Чтение
зашифрованных слов. Подбор слов на заданную тему. Игры с использованием
модели слов.
3.2. Предложения бывают разные (4 ч.).
Теория. Понятия «предложение», «текст», «заголовок». Схема
предложения. Главные слова в предложении. Знаки в конце предложения.
Практика. Упражнение «Давайте вспомним Алфавит». Чтение текстов.
Озаглавливание текстов. Определение количества предложений, слов в каждом
предложении. Работа со словом. Звукобуквенный анализ слова, составление
схемы, определение ударения. Составление предложений с этим словом с
заданным количеством слов. Определение главных слов в предложении. Запись
предложений в тетрадь схемой.
3.3. «В сказочное путешествие с Буквоежкой» (2 ч.).
Практика. КВН «В сказочное путешествие с Буквоежкой».
Форма контроля. КВН «В сказочное путешествие с Буквоежкой».
Итоговое занятие «Посмотрите, чему мы научились» (2 часа)
Практика. Тестовые задания по последовательному выделению звуков из
слов, отнесение звуков к гласным или согласным, составление схем слов и
предложений. Диагностика навыка чтения.
Форма контроля. Тестовые задания.
1.4. Планируемые результаты
12
По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты.
Предметные результаты.
знают:
понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная,
ударный слог;
отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов,
словосочетаний, предложений и текстов;
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
алфавит (полное название букв);
способы обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами
второго ряда и буквой мягкий знак;
парные согласные звуки по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с
окружающими;
умеет:
различать гласные и согласные звуки;
дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным
характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и
предложение, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные гласные, слоги;
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов
в словах, слов в
предложениях, предложений в тексте;
выполнять звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез
предложений;
графически обозначать звуки, слоги и слова;
составлять графическую схему предложения;
определять ударение в слове;
различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета
(какой?), действие (что делает?);
употреблять
в речи правильную грамматическую форму слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие;
интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут
- личностные качества:
инициативность и самостоятельность при выполнении различных видов
заданий;
уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и к другим;
умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом,
выражать свои эмоции,
соблюдая этические нормы;
способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих
13
сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
- метапредметные компетенции:
умение слушать и понимать речь окружающих;
умение оформлять собственное высказывание и задавать вопросы, чтобы
с их помощью получать необходимые сведения от партнера по
деятельности;
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Год
Объем Всего Режим Кол-во Даты начала и Продолжител
обучения учебных учебных работы учебных
окончания
ьность
часов
часов
дней
учебных
каникул
периодов/этапов
1 год 36 ч.
36 ч. 1раза в 36 дня 01 сентября – 31 28 декабря –
обучения
неделю
мая
09 января
по1часу
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Словесные методы и приемы обучения:
рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественной литературы;
приемы: вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка,
беседа, хоровое чтение воспитанников вместе с педагогом, индивидуальное
чтение, заучивание наизусть небольших стихотворений, загадок, скороговорок.
Наглядные методы и приемы обучения: наблюдение, демонстрации,
приемы: показ способов действий, показ образца, показ предметов,
демонстрации картин, ТСО.
Игровые методы и приемы обучения: дидактическая игра, воображаемая
ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями,
соответствующим игровым оборудованием; приемы: внезапное появление
объектов, выполнение игровых действий, загадывание и отгадывание загадок,
введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
Практические методы и приемы обучения: упражнение, моделирование;
приемы: для звукового анализа слова использованы специальные модели
Жуковой (фишки разного цвета - гласные, ударные, безударные и т.д.)
Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы
обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также
целями и задачами программы.
14
Формы организации занятий:
• фронтальная – одновременная работа со всеми воспитанниками;
• коллективная – организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповая – организация работы по малым группам (от 2 до 5 человек);
• коллективно-групповая – выполнение заданий малыми группами,
последующая презентация результатов выполнения заданий и их
обобщение;
• индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Педагогические технологии в образовательной деятельности: игровая
технология «Сказочные лабиринты игры» (В.В. Воскобович), ТРИЗ (Г.С.
Альтшуллер).
Алгоритм учебного занятия.
1. Артикуляционная/речевая гимнастика.
2. Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в
слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализах звуков.
3. Буква, её образ и графическое написание.
4. Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
5. Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
6. Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения,
направленные на освоение нового материала.
7. Фонетический анализ слова.
8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы:
выкладывание из палочек.
9. Беседа о том, что нового узнали, чему научились.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в
сочетании с наглядными и игровыми приемами. Используются литературные
персонажи, сюжеты сказок, элементы сюжетно – дидактических игр. Такое
построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания
интереса на протяжении всего занятия.
Воспитательная составляющая программы строится на основе Рабочей
воспитательной
программы
детского
сада
7
https://kiselevsk7.tvoysadik.ru/upload/tskiselevsk7_new/files/f8/85/f88547cd37e508
0b3cd29c6775c86dff.pdf
Материально-техническое обеспечение. Занятия по реализации данной
программы проводятся в помещении группы дошкольного учреждения, которое
оснащено:
№
1.
2.
Оборудование, инструменты, материалы
Количество
Оборудование для организации образовательного процесса
Учебный кабинет
1 шт.
Столы двухместные
8 шт.
15
3.
4.
6.
7.
8.
9.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Стулья детские
Доска школьная
Методические пособия
Азбука магнитная
Пособие «Звуковые часы»
Пособие «Звуковой поезд»
Пособие «Говорящая азбука»
Лента букв
Схемы для определения места звука в слове
Схемы для определения количества слогов в слове
Слоговые таблицы
Печатные тексты для индивидуальной работы
Предметные цветные картинки для дидактических игр
Игры и игрушки
Игрушки – персонажи
Мяч
Разрезная азбука
Наборное полотно
Детские книги с крупным шрифтом
Букварь Н.С. Жуковой
Демонстрационные наборы по темам
ТСО
Интерактивная доска
Проектор
Ноутбук
Магнитофон
16 шт.
1 шт.
1 набор.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
50 шт.
30 шт.
50 шт.
40 шт.
60 шт.
5 шт.
3 шт.
2 шт.
1 шт.
30 шт.
16 шт.
10 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Информационное обеспечение.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):
1. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» [Электронный ресурс].
URL: http://school.yandex.ru Дата обращения (12.08.2024г.)
2. Интернет для детей. Каталог детских ресурсов [Электронный ресурс].
URL: http://www.kinder.ru Дата обращения (12.08.2024г.)
3. Детский портал
«Солнышко» [Электронный
ресурс].
URL:
http://www.solnyshko.ee. Дата обращения (12.08.2024г.)
Кадровое
обеспечение:
Дополнительная
общеобразовательная
программа «Ступенька к чтению» реализуется педагогом дошкольного
образования, высшей квалификационной категории. Педагог имеет высшее
педагогическое образование по специальности дошкольное образование,
прошедший дополнительную курсовую подготовку «Технология раннего
обучения чтению детей дошкольного возраста».
2.3. Формы контроля/аттестации
16
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в несколько
этапов:
• вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору
эффективных форм и методов деятельности с обучающимися;
• тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это
дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и
оказывать обучающимся помощь в усвоении содержания материала;
• итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Формы предъявления, демонстрации образовательных результатов и
аттестации обучающихся. Подведение итогов реализации программы и
аттестации обучающихся проводится в форме тестовых заданий.
За время обучения обучающиеся могут принимать участие в конкурсах
разного уровня.
2.4.
Оценочные материалы
В Программе разработан механизм диагностики качества образовательного
процесса, который позволяет отследить уровень освоения обучающимися
теоретической и практической части программы, динамику роста знаний,
умений и навыков.
Диагностическое исследование навыков чтения проводится по 3
критериям:
• Звуковая культура речи - выявить у детей навыки выделения
последовательности звуков в слове; умение выделять заданный звук в
слове, определить его местоположение.
• Словообразование - выявить навык образования новых слов.
• Чтение - предлагается прочитать любой текст (Н. С. Жукова «Букварь»).
Предложения состоят из 3-8 слов.
Этапы диагностики/
контроля
Вводный
Тематический
Форма диагностики/аттестации
Тестовые задания.
Интерактивная игра «Стол находок».
Квест – игра «Зашифрованная азбука»
КВН «В сказочное путешествие с Буквоежкой»
Тестовые задания.
Итоговый
Формы и методы оценивания результатов: тестирование, наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол, фото, перечень готовых работ,
отзыв воспитанников и родителей.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
17
2.5. Методические материалы
Дидактические материалы:
• азбука магнитная;
• лента букв;
• печатные тексты для индивидуальной работы;
• предметные цветные картинки для дидактических игр
• пособия «Звуковые часы», «Звуковой поезд», «Говорящая азбука»;
• схемы для определения места звука в слове, для определения количества
слогов в слове;
• слоговые таблицы.
Наглядные материалы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
•
Загадки и кроссворды для детей [Электронный ресурс]. URL:
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Дата обращения (12.08.2024г.)
•
Детские сказки. Авторская коллекция деских сказок в стихах,
стихотворений, словарей, энциклопедий и пр. [Электронный ресурс].
URL:http://www.voron.boxmail.biz Дата обращения (12.08.2024г.)
•
Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"
[Электронный ресурс]. URL:
http://owl21.ucoz.ru/ Дата обращения
(12.08.2024г.)
•
Детский портал «Почемучка» [Электронный ресурс]. URL:
http://pochemu4ka.ru/ Дата обращения (12.08.2024г.)
•
Детский портал «Интернетёнок» [Электронный ресурс]. URL:
http://internetenok.narod.ru/ Дата обращения (12.08.2024г.)
•
Детский портал «Клепа» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.klepa.ru/ Дата обращения (12.08.2024г.)
Методические материалы, разработанные педагогом:
• Методические пособия «Запоминаю буквы», «Я уже читаю», «Звук,
буква, слово».
• Сборники «Слушай, смотри, делай!», «Весёлая грамматика».
• «Диагностика готовности к чтению и письму детей 5-7 лет».
• Памятки для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой
анализ
слова», «Алфавит», «Парные согласные».
• Методические разработки «Обучение грамоте», «Игры со словами».
• Конспекты открытых занятий.
2.6. Список литературы
Для педагога:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.: По дороге к Азбуке. Пособие по
речевому развитию детей. В 5-ти частях. Часть 1. - Москва: Баласс, 2019.
– 80 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по
18
речевому развитию детей. В 5-ти частях. Часть 2. 4-5 лет. ФГОС. Москва: Баласс, 2019. – 80 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по
речевому развитию детей. В 5-ти частях. Часть 3. 5-6 лет. ФГОС. Москва: Баласс, 2019. – 64 с.
4. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - Москва: Юрайт, 2020. - 254 с.
5. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2021. - 132
с.
6. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Методическое пособие. В двух частях. Часть 1.ФГОС.- Москва: ТЦ
Сфера, 2022. - 112с.
7. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Методическое пособие. В двух частях. Часть 2.ФГОС. - Москва: ТЦ
Сфера, 2022. - 115с.
8. Кислова Татьяна. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к
образовательной программе речевого развития детей. - Москва: Баласс,
2021. – 480 с.
9. Лункина Е.Н. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Конспекты
занятий. - Москва: Владос, 2020. – 231 с.
10. Маханева Майя. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
Методическое пособие. ФГОС ДО. - Москва: ТЦ Сфера, 2020. – 80 с.
11. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 57 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО. Москва: ТЦ Сфера, 2020. – 96 с.
12. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Парциальная программа. ФГОС. - Москва: Детство-пресс, 2020. – 256 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего
профессионального образования. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.460 с.
Для обучающихся:
1. Гоголева Н. А, Цыбирева Л. В. Я учу звуки и буквы Рабочая тетрадь для
детей 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2023.- 64 с.
2. Жукова Н. Букварь. Учебное пособие. - Москва: Эксмодетство, 2020. – 96
с.
3. Заболотная Этери. От буквы к слогу. - Москва: Качели. Развитие, 2020. –
96 с.
4. Заболотная Этери. Читаю по слогам. - Москва: Качели. Развитие, 2020. –
96 с.
5. Чистякова Н.А. Я учусь грамоте: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Москва: ТЦ Сфера, 2023.- 20 с.
6. Чистякова Н.А. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
Для родителей:
1. Мальцева И.В., Читаем короткие тексты. Чтение. Тетрадь-тренажер. -
19
Москва: БИНОМ ДЕТСТВА 2020. - 48 с.
2. Мурылева И.С., Мурылев Ю.В. Обучение грамоте: учим звуки и буквы.
Альбом игровых упражнений для детей 4-5 лет. ФГОС ДО. - Москва:
Гном, 2018. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
4.
Детские кроссворды и сканворды: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/krossvordy
Дата обращения
(12.08.2024г.)
5.
Игра «Составь слова из большого слова»: [Электронный
ресурс].
URL: https://ollgames.ru/slova-iz-slova/ Дата обращения
(20.09.2024г.)
6.
Изучение букв в алфавитном порядке: [Электронный ресурс].
URL: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka Дата обращения
(20.09.2024г.)
7.
Ребусы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.igraemsa.ru/igrydlja-detej/rebusy Дата обращения (07.10.2024г.)
8.
Составление слов из букв: [Электронный ресурс]. URL:
https://chudo- udo.info/ot-6-do-9-let/3454-razvivayushchaya-igra-sostav-slovaiz-bukv-zhivotnye Дата обращения (07.10.2024г.)
9.
Чтение слогов и слов, деление слова на слоги, расстановка
ударения в словах, составление слов и т.д.: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.teremoc.ru/game/obuchalki_reeding.htm
Дата
обращения
(06.10.2024г.)
20
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг уровня освоения программы обучающимися проводится три
раза в год: входящий – сентябрь, промежуточный - декабрь, итоговый – май, с
учётом уровня развития обучающихся.
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений
обучающихся перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: игры-задания.
Содержание: обучающиеся выполняют игровые задания.
Форма оценки: уровень знаний, умений (высокий, средний, низкий).
Параметры оценки: выбор правильного ответа («+» / «-»).
Тестовые задания:
1. Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
•
Что я сейчас проговорила?
•
Сколько слов в предложении?
•
Какое слово первое? (второе, третье…)
2. Педагог задаёт ребёнку вопросы:
•
Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
•
А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
•
Что я назвала сейчас? (называет слова).
•
А сейчас, что я назвала? (называет предложение)
3. Назови, какие ты знаешь гласные буквы?
4. Назови все согласные буквы.
5. Найти предметы, в которых ты видишь гласные буквы.
6. На какую согласную букву начинаются названия предметов на картинках.
7. Обведи кружком те картинки, в которых слышишь гласные звуки, согласные
звуки.
Критерии оценки:
Высокий уровень - обучающийся выполняет задания самостоятельно:
•
знает и называет гласные буквы;
•
знает и называет согласные буквы;
•
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
•
разделяет простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Средний уровень — обучающийся справляется с заданием с помощью
взрослого:
•
знает и называет гласные и согласные буквы с ошибками;
21
•
называет согласные и гласные буквы с помощью взрослого;
• не может самостоятельно различить понятия «звук», «слог», «слово»,
«предложение».
• С помощью взрослого разделяет простое предложение на слова с
указанием их последовательности.
Низкий уровень — обучающийся не владеет в достаточной степени знаниями и
умениями, предусмотренными программой:
•
не знает и не называет гласные буквы;
•
не знает и не называет согласные буквы;
•
не различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
•
не может разделять простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель:
оценка
качества
усвоения
обучающимися
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Форма проведения: КВН «В сказочное путешествие с Буквоежкой».
Содержание: выполнение заданий КВН.
Форма оценки: уровень знаний, умений (высокий, средний, низкий).
Параметры оценки: выбор правильного ответа, («+» / «-»).
Задания для промежуточного контроля:
1. Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово
и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий;
2. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на
вопросы: что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Третий и
т.д. По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова.
3. Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук
(гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Параметры оценки: выбор правильного ответа («+» / «-»).
Критерии оценки:
Высокий уровень - обучающийся выполняет задания самостоятельно:
•
делит
слова
на
слоги
(определяет
их
количество,
последовательность правильно).
•
производит звуковой анализ слов (6-7 слов).
•
дифференцирует звуки.
Средний уровень — обучающийся справляется с заданием с помощью
взрослого:
•
делит слова на слоги (при определении их количества,
последовательности иногда ошибается, но исправляет ошибку).
•
производит звуковой анализ слов (3 -4 слова).
•
при дифференциации звука допустил одну ошибку.
22
Низкий уровень — обучающийся не владеет в достаточной степени знаниями и
умениями, предусмотренными программой:
•
делит слова на слоги (при определении их количества,
последовательности часто ошибается и не всегда может исправить
ошибку).
•
производит звуковой анализ слов (2-1 слово).
•
при дифференциации звука допустил более одной ошибки.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений обучающихся за весь период
обучения.
Форма проведения: итоговое занятие «Посмотрите, чему мы научились».
Содержание: выполнение заданий.
Форма оценки: уровень знаний, умений (высокий, средний, низкий).
Задания итогового контроля:
1. Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги
(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить
11слов). Ребенок должен собрать из слогов слова.
2. Игра «Звуковые прятки». Педагог обсуждает с ребёнком какой звук
нужно искать, после чего педагог называет различные слова, а тот должен
сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове. Все слова надо произносить очень
чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый
гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы
он сам произнёс слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
При заключительном диагностировании находит в предложении слова с
заданным звуком.
3. Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается
прочитать предложение из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных
по смыслу.
Параметры оценки: выбор правильного ответа («+» / «- «).
Критерии оценки:
•
Высокий уровень - обучающийся справляется самостоятельно со
всеми заданиями, составляет слова из слогов (от 8 до 11 слов), находит в
предложении слова с заданным звуком не допуская ни одной ошибки,
владеет чтением, ребёнок бегло читает целыми словами.
•
Средний уровень - обучающийся частично требуется помощь
взрослого, составляет слова из слогов (от 5 до 7 слов), находит в
предложении слова с заданным звуком, но может допустить одну ошибку,
ребёнок читает по слогам.
•
Низкий уровень - обучающийся не владеет в достаточной степени
знаниями и умениями, предусмотренными программой, составляет слова
из слогов (оставил 4 и менее слов или не составил слов вообще), при
нахождении в предложении слов с заданным звуком допущено более
23
одной ошибки, ребёнок читает по буквам.
Обобщенная характеристика уровней сформированности
умений и навыков обучающихся
Высокий (от 17 до 24 баллов). Обучающийся проявляет интерес к языку,
самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового
слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные,
твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по
«живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным
переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной
азбуки слоги и слова простой структуры.
Средний (от 9 до 16 баллов). Обучающийся допускает ошибки в звуковом
анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков.
Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Низкий (от 0 до 8 баллов). Обучающийся различает слово и звук.
Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и
согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает
буквы и звуки.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
Уровень сформированности
параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Принятие и
Всегда
соблюдает Знает и старается Нормы и правила
соблюдение
правила и нормы соблюдать правила поведения
не
норм поведения поведения
на поведения, нарушая соблюдает.
занятии.
их, как правило, под
влиянием других.
Самооценка
Во всем реально В основном реально Чрезмерно
оценивает себя, свои оценивает
себя, завышенная
или
возможности
и свои достижения и сниженная
достижения
возможности
самооценка,
не
(самооценка
(самооценка
критичность
к
допустима
чуть допустима
чуть своему поведению.
сниженная).
завышенная).
Действие
Умеет
Не
умеет Не
умеет,
не
оценки
самостоятельно
самостоятельно
пытается и не
оценить
свои оценить
свои испытывает
действия, показать действия,
но потребности
правильность
или испытывает
оценивать
свои
ошибочность
потребность
в действия — ни
результата, соотнося получении оценки самостоятельно, ни
24
его
со
действия.
Эмоциональня
отзывчивость
Сформированн
ость норм в
общении с
детьми и
взрослыми
схемой со
стороны
педагога; действия
других
обучающихся.
Всегда
Способен
к
сопереживает
и сопереживанию, но
стремится
сразу сразу
оказать
оказать
помощь помощь другим не
другим.
стремится.
по
педагога.
просьбе
Переживает только
собственные
неудачи
и
безразлично
относится
к
проблемам других.
Знает и соблюдает Знает, но иногда не Не знает и не
нормы общения с соблюдает нормы соблюдает нормы
детьми и взрослыми. общения с детьми и общения с детьми
взрослыми.
и взрослыми.
СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
Уровень сформированности
параметры
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
Умение делать Способен
при Совместно
с Даже
при
выводы
незначительной
педагогом
или значительной помощи
поддержке педагога обучающимися
со стороны педагога
сделать выводы по может
сделать не может сделать
результатам работы. выводы
по выводы
по
результатам работы. результатам работы.
Сформировано Проявляет
Проявляет интерес Обнаруживает
сь
устойчивый интерес преимущественно к безразличное
или
познавательног к любому учебному новому
негативное
о
материалу,
как фактическому
отношение к учебной
интереса
фактическому, так и учебному
деятельности,
к
теоретическому, материалу,
неохотно включается
старательно
и
с проявляет
в
выполнение
желанием выполняет познавательную
заданий,
не
задания.
активность
принимает помощь со
преимущественно
стороны
педагога,
лишь
в охотно
выполняет
сотрудничестве
с лишь
привычные
педагогом.
действия,
чем
осваивает новые.
25
Приложение 2.
ГЛОССАРИЙ
Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в определённой
последовательности.
Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата.
Безударный слог – это слог без ударения.
Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи
обозначаются при письме. Всего 33 буквы.
Вопросительное предложение - это предложение, в котором содержится
вопрос.
Восклицательные предложение - это предложение, которое
произноситься с сильным чувством.
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его
произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук
образует слог и он умеет петь.
Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.
Заголовок (заглавие) – это вводная фраза текста, которая в краткой форме
отражают сущность описываемых в тексте событий.
Звонкие согласные звуки — это звуки, которые состоят из голоса и
шума.
Звук - это самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом)
языке. Это произношение буквы (или буквосочетание) вслух. В русском языке
всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных.
Звуки - звуки мы слышим и произносим.
Знак ударения (/) - чёрточка, которая ставится над гласной буквой.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя
встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или
язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ), но петь никто из них не
может, а петь им хочется.
Согласные мягкие звуки – это звуки, которые в словах звучат ласково
(мягко). Согласные твердые звуки – это звуки, которые в словах звучат сердито
(твердо).
Побудительное предложение - это предложение, в котором советуют чтото сделать или побуждают к действию.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором о ком-то
или о чём-то сообщается.
Предложение - это одно или несколько слов, которые выражают
законченную мысль.
Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в
сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Речевые звуки - звуки, произносимые человеком.
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним
выдыхательным толчком воздуха.
26
Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и
основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.
Ударный слог - слог, на который падает ударение. Этот слог сильнее
других произноситься, то есть выделяется голосом.
27